Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
19.01.2014 22:32 - КАК ДЬЯКОН АНДРЕЙ С ГОЛУБЫМ ДРАКОНЫМ СРАЖАЛСЯ
Автор: bogolubie Категория: Други   
Прочетен: 1301 Коментари: 0 Гласове:
0



Как дьякон Андрей с голубым драконом сражался
Подробнее: http://vm.ru/news/2014/01/18/kak-dyakon-andrej-s-golubim-drakonom-srazhalsya-231473.html
22:51 18 января 2014

http://vm.ru/news/2014/01/18/kak-dyakon-andrej-s-golubim-drakonom-srazhalsya-231473.html
 

Как утверждает дьякон Кураев, сначала РПЦ хотела не придавать огласке это дело.
Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Теги: священники, голубой дракон, голубое лобби, епископы
Персоны: Патриарх Кирилл, Иван Охлобыстин, Всеволод Чаплин, Максим Козлов, отец Андрей, Патриарх Алексий, дьякон Андрей Кураев
Организации: Московская Духовная академия, Русская православная церковь

Татьяна Медведева

 2337
Версия для печати

В Русской православной церкви продолжается скандал, связанный с разоблачениями о.Андрея Кураева.

Напомним, что эта тема возникла в конце прошлого года, когда стало известно о «голубом» скандале в Казанской семинарии. Ряд семинаристов пожаловались на домогательства со стороны руководства этого духовного учебного утверждения. Из Москвы в Казань приехал протоиерей Максим Козлов и провел свое расследование. Как утверждает дьякон Кураев, сначала РПЦ хотела не придавать огласке это дело. Но оно просочилось в прессу. Дальше последовало увольнение о.Андрея из Московской Духовной Академии. После этого опальный дьякон не успокоился, а стал писать в своем блоге о голубом лобби в РПЦ и давать интервью либеральным СМИ.

Предоставим слово ему и его оппонентам.

Дьякон Андрей Кураев: Люди ждут очищения РПЦ от голубого лобби

– о.Андрей, почему именно сейчас вы решили рассказать о голубом лобби в РПЦ?

– Сама эта тема давно обращала на себя внимание в церковной среде. Священники, епископы и семинаристы с горечью рассказывали мне об этом. Но эти рассказы неизменно сопровождались просьбой: «Ой, только ты никому об этом не говори. На меня не ссылайся». И вот в декабре появились жалобы казанских семинаристов на домогательства. Эти жалобы убедили Комиссию Московской Патриархии, что такая проблема существует, а следы работы самой этой комиссии попали в казанскую прессу. Эти жалобы могли быть придавлены голубым лобби. И я решил поддержать комиссию Патриархии – сделать тему достаточно публичной, чтобы ее нельзя было замолчать. Просто хотелось помочь конкретным ребятам из этой семинарии.

Но последующая реакция оказалось боле чем неожиданной. Меня выгнали из Московской Академии, а сегодня отец Всеволод Чаплин уже угрожает мне отлучением от Церкви. Две недели после моей статьи про гомосексуальное епископское лобби патриархия молчала. Я полагал, что она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать 2) начать борьбу за нравственное очищение Церкви 3) «симметрично» наказать и меня и гомоепископов 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. Сегодня стало ясно, что выбран наихудший для будущего Церкви вариант. Страсть мщения оказалась выше разума.

– Вы упомянули, что около 50 епископов из 300 принадлежат к голубому лобби. Неужели так много?

– По тем жалобам, которые получаю я – да – такое число епископов. Но само лобби – гораздо больше. К лобби принадлежит люди, которые не только сами участвуют в этом грехе, но и те, кто об этом молчит, кто покрывает это. Скажем, есть нормальный епископ – аскет и подвижник. Но он боится связываться с голубыми карьерно-перспективными священниками, у которых есть связи в московских верхах. И поэтому он их награждает, он их повышает, дает хорошие характеристики, хотя в душе, конечно, презирает. И получается, что человек стал заложником и соучастником работы этого голубого лобби.

– Некоторые имена вы даже назвали. Был эпизод, что при Патриархе Алексии нескольких епископов отстранили, а при Патриархе Кирилле вернули. Это Гурий, Савва и Никон. Почему их вернули?

– Я не знаю. Это вопрос к Патриарху. И беда в том, что Патриархия не сделала даже попытки объясниться с людьми. Есть такое церковное правило, сформулированное еще апостолом Павлом, что «епископ должен иметь доброе свидетельство от внешних», не говоря уже о церковном народе. В данном случае речь шла о людях, у которых – дурная репутация. Правдиво это или нет – это другой разговор. Но вот репутация у них дурная. А репутация – это факт, влияющий на восприятие этого человека множеством людей. И по-хорошему надо было сначала исправить репутацию, объяснить людям, а потом уже назначать. За такого рода решением стоит авторитарный стиль управления церковью. И просто презрение к людям. Кого хотим, того назначим. А ваше мнение нам фиолетово.

– А Гурий, Савва и Никон – какие должности сейчас занимают?

– Никон, кажется, викарий Пермской епархии. Савва – в Приднестровье. Гурий – в Казахстане.

– А Анастасий, который тоже упоминался, где?

– Он остался в Казани на своем месте. Он по-прежнему митрополит. Он даже угрожает священникам: «Если пойдешь против меня, с тобой будет тоже, что с Кураевым». И у него все хорошо. Из Казани в Тверь переведен обвиняемый проректор – игумен Кирилл (Илюхин). Но по тому, что мне рассказывали казанские семинаристы, беда в том, что в Казани все руководство этим грехом повязано. И почетное устранение одного человека, не решает этой проблемы.

– Есть версия, что специально в советские годы в РПЦ внедрялись голубые священники. Это так? Или они всегда там были?

– Они были всегда. Но в советские годы КГБ помогало их карьере. Скомпрометированный человек легко управляем.

– О Ленинградском митрополите Никодиме Ротове – учителе Патриарха Кирилла всегда ходило много слухов. Сейчас все вышло на поверхность. У него точно была голубая ориентация?

– Точно можно говорить только об одном. Что у него была именно такая репутация – это факт новейшей церковной истории. С первых моих лет учебы в семинарии при упоминании его имени сразу же и монахи, и священники употребляли термин «Никодимов грех». И все понимали о чем идет речь. Но еще раз – человек и его репутация не всегда одно и то же. И все же наличие определенной репутации становится значимым фактором биографии данного человека.

– Иван Охлобыстин предложил вернуть уголовное наказание за мужеложство. Не начнется ли в церкви охота на ведьм?

– Сегодняшнее интервью Всеволода Чаплина показывает, что на роль ведьмы назначен я. А в остальном – нет. Охлобыстин – частное лицо, он не лидер церковной политики.

– Сейчас много карьеристов приходит в церковь?

– Да. Сейчас церковь некоторыми людьми воспринимается как один из карьерных лифтов.

Происходит открытие множества новых епархий и это дает возможность множества синекур для офисного планктона в рясах. Можно сидеть рядом с епископом, формально считаться монахом, но на самом деле серьезно к исполнению монашеских обетов не относиться. Есть такая печалька в нашей церковной жизни. И когда молодой человек находится рядом с епископом, не имеет серьезной работы, молитвы, физической нагрузки, питание у него сверх нормы – банкеты для епископа и его спонсоров … Жизнь такого карьериста глубоко безнравственна по определению. Он все время ищет как сделать своему начальнику приятное. Есть огромный риск, что такой человек сорвется во что-то очень нехорошее.

– Вы не боитесь мести за ваши разоблачения?

– Все возможно. Но у меня здесь по соседней комнате ползает семимесячный внучок. И мне уже пора думать о том, что я ему расскажу. Я ему собираюсь рассказывать легенды, сказки, героические истории про воинов и богатырей. И если он однажды меня спросит: «Дедушка, а ты сам – воевал или нет?» И что я ему скажу: «Ты знаешь, один голубой дракон зашипел на меня. Я испугался и спрятался в домике». Неудобно мне будет. Пришла и мне пора дать ответ на классический вопрос – «Какой пример вы подаете детям?!».

– Некоторые критики обвиняют вас, что вы играете в одной команде с пятой колонной. Якобы пытаетесь раскачивать нашу хрупкую церковь?

– Наша церковь уже 20 лет спокойно растет. Церковь – общенародная. Это одна из скреп политического строя. Церковь достаточно сильна и здорова для того, чтобы заметить свои собственные проблемы и самостоятельно их решить. У нас спокойная ситуация. Войны нет. Государственная власть настроена благожелательно по отношению к церкви. Идеальные тепличные условия. Если в этих условиях откладывать операцию… Надо как в футболе решиться на обновление состава даже ценой одного проигранного сезона. И будет гигантское уважение – молодцы! Сами решили проблему. Что касается моей политической позиции, то ее просто нет. Меня пробовали все время записать в какую-нибудь партию. Но у меня одна идентичность. Я член Русской православной церкви. Мне партийные идентичности не нужны. Мне говорят, как ты посмел пойти на встречу с девушками из Pussy Riot. А вы почитали – что я им сказал? Обсуждается сам факт встречи. Скажу словами Александра Галича: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь, я не уеду». Я остаюсь в России и в Русской православной церкви. Патриарх Кирилл – мой Патриарх. Даже если он лишит меня сана.

– Есть такой риск?

– Патриарх Кирилл – свободный человек, поэтому он непредсказуем.

– Совместные акции с Pussy Riot планируете?

– Мы завершили встречу на том, что надо помогать людям, находящимся в условиях лишения свободы. Я и сам езжу по тюрьмам. Но чтобы у меня был доступ к заключенным, нужно, чтобы руководство колонии, зоны не видело во мне какого-то агента. Чтобы я был равен самому себе. Я пришел, рассказал о душе, о вере, о Христе, о Евангелии. И мне важно сохранить мою чисто церковную идентичность. Именно для того, чтобы работать за пределами храма, в тех же зонах или университетах.

– У вас есть персональные враги в РПЦ? Кто против вас сражается?

– Такого досье у меня нет.

– Вам не перекрыли возможность выступать?

– Да, теперь карьерно-ориентированные священники и епископы забудут мой телефон. Уничтожат наши совместные фотографии. Это все будет. Переживем.

– Как вы прогнозируете развитие этого скандала?

– С каждым годом все очевиднее страшный разрыв календарей: мир живет в 21 веке, а наша Церковь в «просвещенном абсолютизме» с крепостным правом в придачу.

У нас в церкви установилась система, которая называется «ксенократия» – власть чужаков. Элита прописала для себя совсем другой закон, чем для нас. Это как каста секретарей обкомов при Брежневе – неподсудная и несменяемая – корпорация епископов. Когда даже за очевидное преступление не лишают сана, а лишь на время отправляют в почетную, но денежную отставку, а потом возвращают. Власть и народ в церкви разъезжаются по встречным полосам. И нынешнее «укрепление дисциплины» лишь отягчает общий кризис.

После блогерских заметок многие представители РПЦ высказались примерно в одном ключе, заявив, что о.Андрей сгущает краски и клевещет. Свое отношение к нему выразил Протоиерей Всеволод Чаплин. Он призвал о.Андрея покаяться, сказав фразу, которую сейчас активно цитируют и которая, судя по всему, станет новым устойчивым выражением, глубоким по смыслу: «Надо служить Богу, а не блогу». Всеволод Чаплин считает, что дьяконом Кураевым движет чувство мести и гордыня, но у него есть шанс исправиться, «потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих, миссионерских, проповеднических, писательских успехов». Многие священнослужители полагают, что в выступлении Всеволода Чаплина предельно емко и четко сформулирована официальная позиция РПЦ по этому скандальному вопросу.

ЦИТАТА

отец Тихон Шевкунов: «Я в эту грязь даже влезать не хочу»

- Я не хочу обсуждать эту тему. Я уже выступил по телеканалу «Союз». Все это покажут. Больше я в эту грязь даже влезать не хочу.

отец Максим Козлов: «Верю, что о.Андрей преодолеет внутренние трудности»

– о. Максим, как вы можете прокомментировать заявления Андрея Кураева?

– Я могу только присоединиться к словам о.Всеволода Чаплина. Он обратился к о.Андрею по-отечески. Он говорил с ним как ответственный церковный пастырь: и строго, и с любовью. И указывая на ошибки. И давая возможность согрешившему раскаяться. Целиком поддерживаю позицию своего старшего коллеги и брата.

– Будет ли церковь расследовать факты, о которых говорит дьякон Кураев?

– Мы клирики русской православной церкви доверяем своему Патриарху и своему Синоду. И знаем, что те проблемы, которые в церкви есть – решаются и будут решаться впредь.

– То, что о.Андрей говорил про Казанскую семинарию – это правда?

– Все проблемы в Казанской семинарии будут решаться. Меры всегда принимаются и в тех случая, когда надо кого-то поощрить и кого-то наказать. А такие решения не принимаются путем интернет-голосования.

– Как дальше будет действовать отец Андрей Кураев ?

– Я искренне надеюсь, что о.Андрей как человек, который много лет стоял у Престола Божия, несомненно преодолеет нынешние внутренние трудности. Осознает, что самое главное для священнослужителя – это священнослужение. Как удачно сказал о.Всеволод: «Служить нужно Богу, а не блогу». Мы надеемся, что служению Богу он посвятит оставшуюся часть жизни.

Евгений Никифоров, радио «Радонеж»: «Церковь очищается и будет очищаться»

– Факты, о которых о.Андрей говорит – были и есть. Это постыдное пятно на церкви и церковь должна более деятельно освобождаться от людей, которые ее позорят. Учитывая общую падшесть нашей человеческой природы, увы, подобные истории будут и дальше. Наша задача, чтобы Церковь сохраняла свою идентичность. Она будет сама собой, когда она будет святой, соборной и апостольской. Церковь очищается и будет очищаться. Сейчас мы живем в информационном обществе. Скрыть ничего невозможно. Раньше, когда были случаи нарушения церковной этики и у католиков, и у нас, людей с таким пороком переводили куда-нибудь подальше – в какие-то отдаленные приходы. С надеждой на их исправление. Где-то это исправление происходило. Где-то нет. Если они продолжали придаваться пороку, их запрещали в священнослужении. Но дело в том, что грех клеветы - тоже распространен. Люди склонны верить плохому, злу – больше, чем добру. Пока у церкви нет ясных фактов в отношении некоторых епископов, она не пойдет на поводу у общественного мнения, скандала, журналистов. Что движет дьяконом Кураевым? Это его личностные особенности. Не совсем адекватное понимание своего места в церкви, «звездная болезнь». За этим стоит большая гордыня. Желание указывать всем. У нас в церкви все делается по послушанию. И старцы не просто на себя берут функцию быть старцами. Им это поручает священноначалие. Отец.Андрей на себя взял функции чистильщика церкви. Когда проявляется такое самоволие – это неверие в саму суть церкви, как сообщества, которое в состоянии справиться с проблемами, которые есть. Его пафос связан с его личными особенностями и духовным неблагополучием.

По просьбе "Вечерней Москвы" на острую тему высказался и православный публицист, известный журналист, политолог Максим Шевченко.

Максим Шевченко: «о.Андрей Кураев поднял больную тему, гонения на него будут продолжаться»

– Максим Леонардович, что вы думаете о призывах дьякона Кураева к РПЦ – очиститься от голубого лобби?

– О том, что рассказал дьякон Андрей Кураев, должен думать Священный Синод. Об этом много писали, мне приходилось с этим сталкиваться. Я считаю, что церковь должна очиститься от всех, кто позорит священнический сан – в отношении кого, есть такие подозрения. Все это должен решить церковный суд. О. Андрей взвалил на себя очень тяжелую миссию – разговор о голубом лобби в РПЦ. Я так понимаю, к нему обратились студенты – ребята из Казанской семинарии. о.Андрею невозможно пойти против совести, против Христа. Он очевидно дал слово. И поклялся самому себе – быть может. Или духовник ему сказал: «Стой до конца». о.Андрей не прав только в одном – он стал апеллировать к либеральной общественности. Во всем остальном он абсолютно прав.

– Он говорит о 50 голубых епископах из 300. Вы согласны с этим цифрами?

– Про цифры я ничего не знаю. Надо сосредоточиться на конкретных судьбах. Если есть конкретные люди, на которых есть конкретные обвинения и свидетельства – то надо этих людей зачищать. Никакую статистику и обобщения во внимание принимать не нужно. Надо разбираться с каждым конкретным случаем. Просто должен быть церковный суд. Есть жалоба – надо с ней разбираться. Иногда может иметь место и клевета – страшная и порочащая человека. По казанской семинарии есть тема. Надо разбираться с Казанской семинарией. А мыслить «вообще» – это не христианское дело.

– Вы согласны, что есть проблема карьеристов, функционеров, которые приходят в церковь?

– Карьеристы всегда были есть и будут. Клерикальная структура – это управленческая структура. В церкви карьера только одна – это карьера Иисуса Христа. Это карьера страдания и войны с духом века сего. о.Андрей стал бросать вызов именно духу века сего. Карьера о.Андрея будет в том, что он будет подвергаться гонениям. Что он будет подвергаться унижениям и поношениям. Но это «карьера» – христианская. А другая карьера, она где угодно – хоть в КГБ, хоть в церкви, хоть в ЖЭКе, хоть в министерстве сельского хозяйства. Она совершенно одинакова. Патриархия – это просто бюрократическая, управленческая структура. Если люди приходят ради карьеры в какую-то структуру – это свойство человеческой природы. Это все наследие синодального и советского времени.

– о.Всеволод Чаплин осадил, если так можно выразиться, о.Андрея, призвал его служить Богу, а не блогу, покаяться за свои разоблачения. Что вы об этом думаете?

– Я обычно с о.Всеволодом соглашаюсь. И люблю его как человека. И хорошо его знаю. В данном случае о.Всеволод действует на стороне официальной клерикальной структуры – бюрократической. о.Андрей поднял тему, от которой церковь стонет давно. С конца 80-х – начала 90-х всегда эта тема обсуждалась, все говорилось. Я помню екатеринбургский скандал, когда зона и тюрьмы взбунтовались против епископа, отказавшись принимать его, обвинив его в том, что он голубой. Я оцениваю выступление о.Андрея как крайне мужественное и христианское. Он идет на большие проблемы. И они будут расти. Но очевидно, он дал слово, что будет стоять до конца. Я уважаю такую позицию. Как известно, в истории христианства люди говорили: «На сем стою и не могу иначе». Их поливали грязью, тянули на костры… Но именно так живет христианство в истории. Никто из нас не без греха. И о.Андрея можно за многое упрекнуть. За его посиделки с Pussy Riot – я его упрекал и буду упрекать. Но его мужество в борьбе со злом – может вызвать только уважение к нему.

– Некоторые считают, что он подрывает авторитет церкви, выноси сор из избы. Мол церковь сама должна во всем разобраться…

– Кто должен разобраться? Я православный. Моя жена православная. В стране еще 80 миллионов православных. Вы проведите опрос среди 80 миллионов: «Хотите ли вы, чтобы некоторые священнослужители в РПЦ были содомитами?» И вы получите репрезентативную выборку. Уверен, что подавляющее большинство скажет: «Нет. Не хотим». Значит, надо с этим бороться. Этот порок умещается в сотые доли процента. Основная масса православных верующих, монахов, священнослужителей – это достойнейшие люди. Себя они считают грешными. Так принято в православии. Чем строже живет человек, тем больше говорит о своих грехах. Монастыри, приходы – там безупречные люди в подавляющем большинстве. Но есть в стаде и плохие овцы. От них надо очиститься. Это очевидно и однозначно. И здесь не может быть компромиссов. Не надо лезть в жизнь каждого человека. Это он пусть со своим духовником разбирается. Но если известны случаи активного воздействия на молодых как это рассказывается про Казанскую семинарию – это преступление. Таких людей надо выводить за штат. Должно быть проведено расследование. о.Андрей не порочит церковь и не мажет ее черной краской. Он работает на очищение церкви. Он избрал очень тяжелую миссию. Его будут гнать и порочить. Но представим себе Христа на его месте. Если бы Христу студенты казанской семинарии рассказали о том, что там творится – разве бы он смирился с этим? Так Синедрион и осудил Христа, когда он обвинял фарисеев и служителей Синедриона –«порождением ехидны». Православные верующие должны помолиться за о.Андрея, чтобы Господь укрепил его и нашу церковь.

– Сейчас много говорят про «голубизну» Никодима Ротова – учителя Патриарха Кирилла. Что вы об этом знаете?

– Это абсолютная клевета. Это обсуждать даже не стоит. Кто-то хочет порочить мертвых. Это все полная чушь. Я знаю многих учеников Владыки Никодима – это выдающиеся священнослужители, епископы нашей церкви – они много сделали для ее созидания. Их имена у всех на слуху. Одно дело разбирать ситуацию в Казанской семинарии, другое дело – порочить имя одного из выдающихся богословов, мыслителей и строителей церкви в советское время.

– Почему Патриарх Кирилл до сих пор не высказался по делу Андрея Кураева?

– Я не считаю, что Патриарх Кирилл должен комментировать выказывания дьякона. Мы не должны тут указывать. Святейший Патриарх в курсе этого конфликта. о.Всеволод согласовал свое выступление с Патриархом. В любом случае – в церкви дышит Дух Божий. Церковь разрешит этот скандал в исторической перспективе – как надо, а не по человеческой суете. Уверен, что Патриарх скажет свое слово, когда результаты расследования будут точно известны. Церковное расследование – дело не быстрое. Надо все досконально выяснить, чтобы не было ошибки.

*
Мы предоставили слово всем сторонам этой дискуссии в том числе потому, что в данный момент, когда идет активное сближение Общества и Государства, открытое обсуждение острых проблем не разделит вновь два института власти, как это было когда-то, а объединит. Поскольку все мы заинтересованы в строительстве мощной, сильной страны, не разрываемой внутренними противоречиями.

Мы убеждены, что в этом конфликте РПЦ разберется сама, и разберется достойно. Поскольку, как это ни парадоксально, все участники острого конфликта желают блага нашей церкви и друг другу. И момент открытого, гласного обсуждения даже самых нелицеприятных моментов - основа и фундамент нашего общего дома.

От редакции. Протоиерей Всеволод Чаплин обещал редакции "Вечерней Москвы" прокомментировать ситуацию во вторник.
10 0


Новости партнеров
Сын Никиты Михалкова не стал скрывать, что происходило в родительском доме     Вдова Шукшина намерена отобрать квартиру у своей дочери     Сколько квартир есть у Анжелики Варум. Это просто невероятно


Миллион кавказцев и мусульман выйдут на митинг в Москве    Ходорковский назвал человека, который выступал против его освобождения    Мужчина сбросил Дары Волхвов с постамента в московском храме (фото)

 
Комментарии
4
Гость

19:28 Воскресенье, 19 января 2014
Христиане оправдывают бытие церкви собой, а не пидорками ...
Если будем САМИ чисты, то вся шелуха осыплется.
Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся
---о=(О)=о---
3  
1  
Гость

17:05 Воскресенье, 19 января 2014
"...Андрей Кураев поднял больную тему, гонения на него будут продолжаться...». Мы, мусульмане за Андрея Кураева, борца за чистоту Веры!
9  
1  
Гость

9:49 Воскресенье, 19 января 2014
Сейчас они заставят Кураева покаяться и все спустят на тормозах. Мол, в семье всякое бывает...
3  
1  
Гость

5:39 Воскресенье, 19 января 2014
Интересная позиция у о. Тихона - он в эту грязь даже влезать не хочет.... А кто должен влезать - мы что ли, простые верующие?!

 
 
 


© 2013 OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва"






Гласувай:
0



Няма коментари
Вашето мнение
За да оставите коментар, моля влезте с вашето потребителско име и парола.
Търсене

За този блог
Автор: bogolubie
Категория: Други
Прочетен: 13709627
Постинги: 14720
Коментари: 2351
Гласове: 9367
Архив
Календар
«  Март, 2024  
ПВСЧПСН
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031